В наш вечно спешащий куда-то век живущие в постоянном стрессе и пробках горожане начали уставать от гламурного отдыха, от пляжного ничегонеделания, от фаст-фуда.
Все больше людей тянется к истокам, к природе. И сельские жители с удовольствием предлагают им сполна вкусить все прелести здорового отдыха.
Такая услуга как отдых в деревне появилась в Европе в 70-х годах XX века. На рубеже тысячелетий эта тенденция усилилась, тем более что в моду начало входить все экологически чистое. Поэтому чистый воздух, здоровая пища и фольклорный колорит получили заслуженную популярность среди «офисного планктона». По данным американской Ассоциации индустрии путешествий за последние 3 года услугами агротуризма в США воспользовалось около 87 млн. человек.
Итак, три «S» идеального отдыха: Sun — Sea — Sand (солнце — море — песок) были вытеснены тремя «L»: Landscape — Lore — Leisure (пейзаж — традиции — досуг).
Изначально фермеры воспринимали агротуризм как очередное чудачество горожан. Но, как говорится, чем бы ни тешились, лишь бы деньги платили. В 90-х годах для отдельных фермеров сельский туризм уже стал основным видом деятельности, требующим инвестиций, рекламы, да и просто внимания.
Законодательницей мод стала Италия. Здесь начали реконструировать старинные усадьбы и средневековые монастыри, чтобы использовать их для большего колорита деревенского отдыха.
У каждого фермера своя программа: у одних — прогулки с любованием местными пейзажами, рыбалка; у других — приобщение к сельскому труду — корову подоить, урожай собрать, на тракторе в поле выехать; у третьих — народные гулянья в национальных костюмах, конные прогулки да гольф среди мирно пасущихся овечек.
Но что всех их объединяет — это простая, здоровая, вкусная, экологически чистая пища, приготовленная из продуктов со своего подворья.
Кстати, с большим интересом агротуристы знакомятся с забытыми уже рецептами приготовления домашнего сыра, макарон, оливкового масла, вина, сладостей и пр. Благодаря этому интересу возродились старинные рецепты, вспомнились подзабытые секреты, возобновилось традиционное производство.
Сельский туризм можно сделать семейным бизнесом, как это сделала одна польская семья. В свое время они построили большой трехэтажный дом, в расчете, что с ними будут жить все их дети. Но те предпочли остаться в городе, и семья, сделав перепланировку, обустроила 15 номеров с ванными и кухней для приема отдыхающих. Рядом с домом они разбили парк и небольшой пруд. Сейчас доходы от агротуризма приносят этой семье 20% всего дохода. При этом муж занимается сельскими работами, а его жена заведует приемом, размещением и угощением гостей.
Весь год у них есть посетители. А летом заняты все номера. Успех своего бизнеса они связывают прежде всего с живописной природой края.
Но сельская романтика — это одно, а комфорт необходим. Удобства, телевидение и интернет нужно обеспечить непременно, иначе большого наплыва гостей не ждите.
В Белоруссии, где создана общественная организация «Отдых в деревне», а любой житель, сдающий не более 3 комнат и потчующий гостей своей пищей, считается «субъектом экопредпринимательской деятельности», на крышах даже вывешиваются «петушки» — от 1 до 4 — сельский аналог гостиничных «звездочек».
Сюда туристов привлекает прежде всего дешевизна. Но, тем не менее, туристическая ферма приносит хозяину доход от $600 в месяц.
Для многих заброшенных деревень агротуризм — возможность возрождения, подъема. Так, отреставрировав заброшенное колхозное здание, которое раньше было господским домом, а затем устроив череду веселых праздников да ярмарок с привлечением журналистов и администрации, была основана еще одна белорусская агроусадьба. Хозяева, взяв очередной кредит, обустроили неподалеку блинную, разбили парк, начали предлагать услуги по организации корпоративов в фольклорном стиле. Сегодня эта усадьба считается одной из лучших в республике. А вместе с тем строительство продолжается — в планах сельская гостиница на 40 мест и ресторан белорусской кухни.
В России агротуризм мало развит. Программа в существующих агротуристических предприятиях более «экстремальная» — дрова наколоть, баньку истопить, попариться по русскому обычаю. Опять же — прогулки по лесу, застолье. А еще — стрельба из пневматики. Утром — молоко парное, рассол по необходимости. Угощение — сугубо крестьянское, приготовленное соседской бабушкой. Для колориту можно самовар раскочегарить.
Главное — быть бдительным, чтобы проснувшаяся в гостях русская душа не разошлась, да не натворила чего.
Здесь выгодно устраивать такие выездные мероприятия в русском духе на 1-2 дня для небольших групп в 5-7 человек. Каждый из них принесет вам доход в $50-75. А застраховать имущество от порчи можно, взимая с клиентов определенные суммы, которые, в случае нанесения ущерба, не возвращаются.
Если вы решите занять пустующую еще нишу российского отдыха в деревне, то вот вам несколько выдержек из доклада американской предпринимательницы «Что должно понравиться агротуристу из США»:
- Наличие собственного сайта с англоязычной версией и семейными фотографиями;
- Регистрация туристической фермы в Бюро путешествий США;
- Национальные элементы в программе отдыха (хороводы, традиции и пр.);
- Памятный подарок с местным колоритом (сувенир, набор открыток, предмет быта, бутылка с национальным напитком и т.п.)
- Буклеты с историей края и конкретного села.
Хорошая идея! Я бы с удовольствием приняла дома туристическую пару. Правда, кроме продумывания программы хорошо бы еще и язык подучить.
Мне очень нравится такая бизнес-идея. Она, правда, не для меня, но я знаю людей, которые могли бы ее осуществить. Но лень-матушка вперед них родилась…