От того, в каком месте расположен магазин, зависит его прибыль и процветание.
Поэтому выбирая место для торгового объекта, нельзя полагаться на случай или на собственную интуицию. Выбор должен быть сделан на основании проведенных исследований, собранных фактов и доказательств.
Чтобы выбрать место для будущего магазина, необходимо принять во внимание следующие критерии:
- Зона охвата и плотность населения в зоне охвата магазина
- Конкуренция в зоне охвата магазина
- Другое окружение в зоне охвата
- Пешеходный поток
- Удаленность транспортных потоков
- Наличие автомобильной парковки, возможность ее открытия
Зона охвата и плотность населения в зоне охвата. Конкуренция
Доказано, что любой торговый объект создает вокруг как бы зону влияния, которую условно можно разделить на три подзоны, определяющие дальнейшую выручку магазина. Установлено, что покупатели, проживающие в самой ближней зоне, приносят от 60 до 70% всей выручки, покупатели средней зоны дают около 20% выручки, дальней — около 15%. Ближняя зона определяется радиусом в 1 км, средняя – от 1 до 2 км для покупателей, передвигающихся пешком, или до 5 км — для автомобилистов.
Зона охвата зависит от типа магазина и условий, существующих в данном регионе:
ТИП МАГАЗИНА |
ЗОНА ОХВАТА |
Магазин, находящийся в шаговой доступности (мини-маркет) |
1,0 км |
Универсальный магазин (универсам, универмаг) |
2,5 км |
Средние по размерам магазины (супермаркет, большой универмаг) |
5,0 км |
Крупные магазины (гипермаркет, торговый центр) |
12 км |
Зная тип магазина и соответствующую ему зону охвата, можно определить наиболее подходящее место для его открытия и число потенциальных покупателей в таком месте. Для этого понадобится подробная карта района (районов), где планируется развернуть торговлю.
Все очень просто. Наносим на карту точку — место будущего магазина и чертим вокруг нее окружность определенного радиуса (не забудьте про масштаб). Это зона влияния вашего магазина. Теперь обозначаем магазины конкурентов и наносим их зоны охвата.
Оценим ситуацию: много ли пересечений получилось и с кем.
Заметим, что не всегда большое число конкурентов является отрицательным фактом. В некоторых случаях высокая концентрация конкуренции дает хороший эффект, известный как «эффект торгового центра», при котором торговые объекты не исключают друг друга, а наоборот дополняют, усиливают.
Хотя такую ситуацию очень трудно предугадать. Поэтому лучше не рисковать и остановить свой выбор на тех местах, где пересечений с конкурентами меньше.
Для каждого из предполагаемых конкурентов проводим отдельный анализ, включающий:
- оценку формата магазина, его места расположения
- среднее число покупателей в день в зависимости от дней недели
- ценовая политика
- ассортимент товаров
- стимулирование продаж и привлечение потребителей
- организация торговли
- особенности кадровой политики
- приемы и методы конкурентной борьбы, использование которых может дать преимущество над данным конкурентом
По всем позициям выставляем оценки по десятибалльной шкале, на основании которых получаем средний балл конкурента.
Теперь оценим численность потенциальных покупателей. Берем число квартир, попавших в зону влияния вашего магазина. Условно предполагаем, что от каждой квартиры в магазин обычно ходит один человек. Поэтому число покупателей будет приблизительно равняться числу квартир.
Естественно, этот расчет можно использовать для «спальных» районов. Если же открытие магазина планируется в деловом центре города, то оценить нужно пешеходный или машинный поток в непосредственной близости от объекта.
Оценка пешеходного потока
Сделать это можно следующим образом. Надо стать около предполагаемого центрального входа в магазин и сосчитать, сколько людей пройдет мимо в течение часа. «Замеры» надо делать в разное время суток, в обязательном порядке – в часы пик. Такое исследование даст представление о том, какую среднюю загрузку можно ожидать от магазина в течение суток.
Другое окружение в зоне охвата
На выбор места для магазина влияют не только конкуренты, но и неконкуренты. Хорошими соседями для магазинов являются остановки общественного транспорта, объекты сервиса (салоны, парикмахерские), спортивные объекты или объекты досуга (развлекательные центры, театры, кинотеатры).
Неплохой вариант – близость офисных или административных зданий. Надо заранее решить, как лучше обслужить работников этих структур, продумать варианты проведения акций, скидок, презентаций именно для этой категории потребителей, так как именно они, находясь в близости от магазина все рабочие дни недели, могут стать основным ядром клиентской базы.
Удаленность транспортных потоков
Число покупателей значительно увеличивается, если магазин расположен в месте с хорошим транспортным сообщением. Поэтому важно определить, какие транспортные потоки, расположенные в зоне охвата магазина, являются основными, а какие второстепенными.
Наличие автомобильной парковки, возможность ее открытия
Необходимость парковки обуславливается типом магазина. Естественно, что для минимаркета она совсем не обязательна. А вот для торговых объектов более крупного формата, например, гипер- и супермаркетов, дискаунтеров, парковка просто необходима.
Если в зоне охвата магазина парковка уже есть, надо выяснить, на какое число мест она рассчитана, соотнести эти данные со средней загрузкой магазина и принять решение о расширении парковки или оборудовании новой.
Отличная информация, спасибо. Эту страничку тоже в закладку, на будущее.
Дельная статья.
Спасибо! очень необходимая информация.
Спасибо за информацию,в будущем пригодится!:)
Успехов и всего самого хорошего!:)
Очень актуальная тема. Спасибо за информацию!
Очень интересная статья, после прочтения которой проанализировала расположение магазинов в своем («спальном») районе. Не сомневаюсь, что для тех, кто собирается открывать свой магазин, эта статья будет полезной!
Очень интересная статья, своевременная информация