Выход на экраны фильма “Аватар» в формате 3D стал весьма популярным во всем мире и смог пробить дорогу на рынок кинематографа совершенно новому формату. Сегодня реализованная бизнес идея 3D-кино является конкурентоспособной и приносит немалые деньги. Существует еще одна перспективная ниша в кинематографе, еще не пользующаяся большой популярностью и не занятая крупным бизнесом. Это 4D-кино.
Идея о «четырехмерном кинематографе» воспринимается участниками рынка развлечений с сомнениями и неуверенностью. Это недоверие вызвано еще только набирающим обороты трехмерным кино. А тут уже сразу и «четвертое измерение»! Однако Евгений Ростов, глава фирмы 4D Cinema, уверен в успехе данного формата на сто процентов.
Что же собой представляет этот новый киноформат? 4D-кино является жанром, который находится на стыке 3D-кино и аттракциона. Конечно, «четвертое измерение» вовсе не обещает вам путешествий во времени.
Оно представляет собой подвижную платформу с установленными на ней креслами зрителей. Эта платформа совершает движения, синхронизированные с показываемыми изображениями. За счет этого формируется эффект присутствия, погружения. При просмотре 4D-кино зрители воспринимают фильм не только глазами, но и через другие органы чувств благодаря таким физическим эффектам, как движение и вибрация кресел, дым, ветер, запахи, брызги воды и так далее.
Подобное восприятие для организма человека является довольно тяжелым, поэтому фильмы в таком формате долго не посмотришь. Обычным репертуаром для 4D-кинозалов являются непродолжительные фильмы (3-15 минут), которые созданы полностью при помощи компьютерной графики. Их отличительная особенность – съемка от первого лица, одним кадром, то есть зритель является героем фильма и не просто смотрит его, а участвует в сюжете. Эти фильмы получили название «райдов» и делятся на несколько жанров.
Несмотря на то, что этот формат довольно молодой, кроме «четырехмерных» уже начинают появляться «пятимерные» и даже «шестимерные» фильмы. Но все это лишь часть маркетинга и условность, поскольку 4D-, 5D- и 6D-кино являются одним и тем же, то есть подвижными креслами, 3D-изображением и дополнительными элементами, типа брызг, ветра и запахов.
В чем же тогда различия? Различия заключаются в количестве дополнительных эффектов. То есть одни называют 4D-кино, в котором кроме трехмерного изображения есть какие-либо дополнительные эффекты, создающие еще одно «измерение». Кто-то относит каждый новый эффект к новому измерению, получая 5D, 6D, 7D…XD форматы.
Как возникла бизнес идея создания 4D-кино и ее продвижения в массы? По словам Е.Ростова такая бизнес идея появилась сама собой. 4D Cinema входит в состав группы компаний, которые специализируются на системной интеграции TV. Еще одним направлением их бизнеса стали тренажеры виртуальной реальности.
Именно симбиоз эти двух сфер и привел к созданию «четвертого измерения». Первый зал с такой платформой был открыт в РЦ «Самолет». Он стал приносить прибыль и пользоваться популярностью, что стало стимулом к открытию новых подобных аттракционов-кинозалов.
Глава компании 4D Cinema утверждает, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию и кризис, люди не перестали развлекаться.
4D-кино – это не просто обычное кино, это еще и целый аттракцион, стереозвуки, подвижные кресла, перемещаемые по шести координатам. Этот аттракцион может даже имитировать эффект ускорения свободного падения. Кроме того, дополнительные эффекты: туман, ветер, вибрации, дождь – создают еще большую реалистичность показываемого райда. Все это приводит посетителей в полный восторг! Популярностью «четвертое измерение» пользуется не только в Москве, но и в отдаленных регионах.
Зал для просмотра «четырехмерных» фильмов можно установить где угодно: в торговом центре, парке отдыха, холе обычного кинотеатра. Вам понадобится лишь свободное пространство в 20 квадратных метров.
Еще одной важной составляющей бизнеса 4D-кино является репертуар показываемых фильмов. Для «четырехмерного измерения» пока что снимают отдельные ролики (райды). В перспективе планируют выпускать фильмы-ролики к идущим в кинотеатрах блокбастерам. Средняя продолжительность райдов составляет 10–15 минут.
Сколько же стоит установка такого аттракциона? Исходя из данных, предоставленных компанией 4D Cinema, комплект оборудования для организации 4D-кинозала стоит около 1 200 000 рублей. Эта сумма может вернуться инвестору уже после 6 месяцев использования аттракциона. Возможны также варианты франчайзера, тогда вам предоставят бонусы и скидки. Однако нужно будет отдавать 10% от сборов. Естественно, что окупаемость зала будет зависеть от того, как вы будете им управлять.
В настоящее время 4D-кино еще пока не способно составить конкуренцию традиционному кино, или 3D-кино. Однако в перспективе это ниша является весьма выгодным делом, ведь технологии не стоят на месте, 4D-кино доберется и до кинотеатров. Поэтому стоит задуматься о том, как ее занять заранее. Ведь когда эта идея раскрутится, конкурировать с более крупными фирмами будет практически невозможно.
Перспективная идея. У нас в городе уже одну такую передвижную кинобудку видела. Фильм правда короткий, минут на 20
Была такая бизнес идея у меня еще год назад, но до реализации так и не дошел) А в кино такое ходил, ощущения классные, жаль только, что фильмы короткие. Вот бы часа на два)))
А если еще и вентилятор поставить и включать его своевременно, к примеру, когда катишься на тележке с горы, то получается 5-D.))
У нас в Уссурийске, первый такой кинотеатр появился буквально год назад.мы с супругой ходили очень понравилось. Не поверите, на данный момент уже построили 6 таких кинозалов. Свято место пусто не бывает. Вот если бы эту идею годика полтора назад, цены бы не было!