Семейный бизнес без конфликтов

Семейный бизнес без конфликтовХорошо или плохо иметь семейный бизнес?

Ответом на этот вопрос могут быть  два диаметрально противоположных  утверждения.

 

  1. Первое из них гласит, что родственники  в принципе не могут иметь удачный бизнес из-за существующих между ними взаимоотношений.
  2. Второе утверждение гласит, что именно родственники способны создать и успешно вести практически любой бизнес.

Каждое из этих утверждений имеет  аргументы  как в свою защиту, так и в опровержение.

Противники семейственности в бизнесе утверждают, что родственники не могут адекватно оценить деловые качества друг друга.

Родственные связи подразумевают другой уровень общения между людьми, где на первый план выходят сугубо личностные характеристики человека, качества, позволяющие ему выстраивать взаимоотношения с близкими ему людьми.

Причем эти свойства могут  проявляться у человека, например,  только в семье или только на  работе. Поэтому очень часто живущие рядом с ним люди даже не подозревают о таких его способностях.

Играя разные роли (жена или муж – дома, сотрудник – на работе), люди меняют поведение, как бы одевая на себя разные маски.  Это как правило.   Так милая и покладистая жена вдруг на работе превращается в злую начальницу-мегеру, которая никому не дает спуску.  Или наоборот, уверенный в себе, немного деспотичный муж, считающий себя дома  всесильным хозяином, на работе превращается в «тямтю-лямтю».

Именно это незнание или недооценка характеров родственников  и является причиной конфликтов между ними  и распада семейных бизнесов. Многие должности, в какой бы сфере не функционировал бизнес, требуют от людей, занимающих их, особых качеств, без которых там просто нечего делать. А где гарантия, что именно родственники ими обладают?

Еще одна ошибка,  которая угрожает стабильности семейного бизнеса, это – отсутствие делового авторитета у родственников друг перед другом.

Отсюда – недоверие к принятым решениям, подозрительность, насмешки, упреки  и психологическое давление.

Ну и наконец, ошибка, которая для многих семейных бизнесов, стала просто роковой, — это неумение отделять  личные взаимоотношения от служебных. Знаю не один пример, когда жена, занимавшая в бизнесе мужа неплохое, но не соответствующее ее образованию место, успешно помогла ему  этот бизнес «закопать». Ее  советы и нашептывания на ушко сведений о якобы «нечестных» сотрудниках сделали свое дело очень быстро.

Но кроме этих минусов семейный бизнес имеет и большие преимущества.

Огромным плюсом является то, что доход от семейного бизнеса  максимальный, так сказать  — все в семью.  Да отношения между родственниками-сотрудниками значительно крепче.  Так как родственники обычно в курсе дел друг друга (свадьбы, переезды, учеба, декретные отпуска и т.д.), то гораздо легче планировать деятельность фирмы и финансовые дела.

Как же организовать семейный бизнес грамотно, как свести  к минимуму конфликты, возможные в процессе работы?

 

Необходимо при его организации учесть эту «семейственность»  и   предусмотреть следующее:

  • В уставных   документах предприятия надо определить учредителей и их долю в праве собственности. Сделать это надо обязательно, не делая никаких скидок на то, что «все-таки  родственники и  как-то неудобно».  Без этих документов очень «неудобно» будет потом делить имущество  при неблагоприятном исходе дела. Конечно же,  про такой исход  сразу никто и не думает.
  • Следует оговорить круг вопросов относительно деятельности фирмы, которые будут решаться коллегиально, т.е. семейно.  Лучше всего, если это будут вопросы кредитования, изменения уставного капитала, распределения прибыли и т.д. Это решение можно зафиксировать в протоколе  собрания учредителей.
  • Таким же образом надо  четко  определить структуру управления, кто из родственников и чем будет заниматься, за что отвечать. Необходимо обозначить полномочия каждого из них и довести до сведения, что превышение полномочий недопустимо.  Четкая регламентация деятельности и разграничение участков работы способствуют  укреплению трудовой дисциплины и формированию положительного имиджа руководителя. Сотрудники будут знать: чтобы решить вопрос, входящий в компетенцию  директора, не надо сначала получать «добро» от его жены — менеджера.
  • На всех своих сотрудников, включая и родственников, не зависимо от того, какую должность они будут занимать, следует составить  должностные инструкции.  В них должен быть оговорен круг обязанностей, возложенных на данного сотрудника, задачи, входящие в его компетенцию,  ответственность за их  невыполнение и права.  Это поможет организовать рабочий процесс на всем предприятии, исключит возможность вмешательства  отдельных сотрудников в деятельность других, а проще говоря – не позволит совать нос не в свои дела.
  • Необходимо составить режим работы организации и обязательно соблюдать его. Несоблюдение графика работы,  выражающееся, например, в постоянном пропадании на работе днем и ночью, или наоборот, перекладывании своих дел на других и отсутствии на рабочем месте без уважительной причины, приводит к семейным и производственным конфликтам. А далее – к распаду бизнеса и семьи.
  • Очень важно, хотя и проблематично, предъявлять одинаковые требования и одинаково относиться ко всем сотрудникам фирмы – родственникам и не родственникам.
  • Особое внимание следует уделять такому моменту, как привлечение в семейный бизнес детей. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, необходимо в обязательном порядке учитывать интересы детей.  Если дети не проявляют интерес к деятельности родителей, не стремятся сами в нее включиться, не стоит настаивать.  Возможно, что у них совсем другое профессиональное будущее и к нему они придут сами.

Надеемся, что эти довольно простые советы помогут вам избежать подводных камней семейного бизнеса.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 7
  1. Антон

    В целом согласен, тяжело вести деловые отношения с родственниками, они могут вести себя расхлябанно. И наш успешный О. Тиньков тоже не советует начинать такой бизнес, он сколько пытался — полный бред. И сам я пробовал со своими братьями, действительно ерунда. Не могли распределить правильно обязанности, каждый перекладывал на другого..никакой серьезности. хотя я знаю семью, которая имеет лечебную клинику и работает там и руководит очень успешно. Так что тут зависит от людей, от цели. Возможно, но придеться себя ломать :) И должен быть четкий лидер

    1. Alex Avin

      Все верно. Но есть один вид бизнеса, в котором все наоборот — сетевой. Там семейный бизнес очень распространен, и по статистике намного успешнее. Потому что там очень важна поддержка, это бизнес эмоций, тут родственные и дружеские связи только помогают.

  2. Татьяна

    Это уж точно, родственники не помогают, а только тормозят развитие бизнеса. Да и в семье немногие помогают в этом вопросе. Нужно иметь твердый характер, чтоб противостоять всем препятствиям. Удачи в продвижении блога.

  3. Еленка

    Для многих семейный бизнес — это самый доходный безнес. Мне кажется, что родственники могут не сработаться на обычной наемной работе.

  4. Олег

    Спасибо за информацию!
    Возьмем на вооружение!!!:)

  5. Ирина

    Семейный бизнес без конфликтов, к сожалению, не бывает.

  6. Любовь

    Да, семейный бизнес сложная штука, обычно ведет к разногласиям и претензиями, перекладыванием ответственности друг на друга(((

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: