Если предприятие находится не в самом городе, а за его пределами, руководство часто принимает решение о служебном транспорте. Далеко не у всех сотрудников имеются собственные машины, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы они вовремя добирались на работу и домой.
Является ли доставка рабочих обязанностью работодателя?
По этому поводу мнения расходятся. Единственное исключение — это обязательная доставка людей, отправившихся работать вахтовым методом. Здесь все четко и ясно: работник не должен добираться своим ходом к месту вахты. Доставить и разместить — это обязанность работодателя.
Каким же образом можно организовать доставку сотрудников к месту службы?
- Компенсация, закрепленная трудовым договором. Это касается тех, кто вынужден добираться самостоятельно (когда организация не имеет возможности доставлять работников служебным транспортом). Зато все компенсируется: и оплата проезда (на общественном транспорте), и бензин (если у сотрудника свое авто).
- Закрепление в нормативном акте доставку служебным автобусом. Это идеальный вариант для всех: руководство полностью контролирует ситуацию, исключены опоздания сотрудников, все приезжают и уезжают одновременно (или посменно, но все равно вместе). Но тут есть существенный недостаток — порой сложно все организовать. Особенно это касается развоза по домам. Да и с самими автобусами тоже не все так просто: водители должны в обязательном порядке проходить медосмотры, а транспортное средство придется застраховать. А это опять-таки дополнительные издержки и расходы.
Но даже если доставка рабочих организована, придется учитывать еще один момент — налогообложение.
Что будет с денежными суммами, выделяемыми на проезд
- Могут облагаться страховыми взносами и НДФЛ. Самый распространенный случай.
- При расчете налога на прибыль их тоже могут включить в расходы.
Особенности доставки за счет аутсорсинга
- Нет доходов, которые облагаются НДФЛ.
- К вычету принимается входной НДС.
- Все должно быть оформлено и подтверждено документально (услуги перевозки, коллективный договор, ПВР и прочее).
Из вышесказанного видно, что если начальство планирует организовать доставку подчиненных на работу и обратно служебным транспортом, то организовать это не так просто. Нужно подсчитать все возможные убытки и выбрать наиболее выгодный вариант. И в то же время удобный для рабочих, ведь все делается прежде всего для их удобства.