Переоценить значимость сертификации по международным стандартам ИСО 9000 достаточно сложно. Компании, стремящиеся получить сертификат ISO 9001 (здесь это можно сделать в достаточно короткие сроки и по приемлемой стоимости), прекрасно об этом знают, и желающих стать обладателями заветного документа с каждым годом становится всё больше. Кто-то предпочитает сразу обращаться к профессионалам, кто-то начинает изучать особенности разработки систем менеджмента качества и их внедрения самостоятельно. Как показывает практика, второй вариант (как ошибочно полагают многие, более дешёвый) первоначально кажется проще и выгоднее, однако когда руководство и сотрудники начинают изучать «дебри» сертификации, то понимают, что для разработки полноценной и действительно эффективной СМК необходимо иметь множество специальных знаний и умений. А на их освоение требуется немало времени и денег, так что в итоге оказывается, что обращение к квалифицированным специалистам – это оптимальный способ подготовки к сертификации.
Секрет создания «правильной» СМК – это обеспечение её прозрачности и наглядности. Чтобы разработать эффективную систему менеджмента качества, сначала нужно создать описание. Оно должно быть чётким, лаконичным, точным, достаточным, удобным для анализа и восприятия. Поскольку система менеджмента качества имеет достаточно сложную структуру, одно полное описание, удовлетворяющее названным выше условиям, создать в большинстве случаев невозможно. В том числе и потому, что каждую компанию можно рассматривать как:
- Сеть процессов, позволяющих организации реализовывать свою миссию.
- Организационную структуру.
- Инфраструктуру (т.е. комплекс зданий и сооружений, территории, коммуникаций).
- Совокупность каналов связи/источников информационных потоков.
Соответственно, чаще всего создаётся несколько разносторонних описаний, в общем составляющих целостную структуру компании.
Достижение целей качества: задачи руководства
Чтобы управление качеством было эффективным, необходим комплекс факторов. Имеет значение работа руководства – оно должно обеспечить соответствующую работу СМК, зная механизм её работы и по максимуму привлекая сотрудников. Персонал должен быть заинтересован в повышении эффективности компании, правильном выполнении процессов и процедур, рациональном их совершенствовании. Когда каждое действие выверено по максимуму, это обеспечивает высокое качество продукта/услуги на выходе.