В любом мало-мальски уважающем себя населенном пункте, а тем более в городе, обязательно должен быть салон красоты.
Ведь право быть красивыми одинаково для всех – и для жителей больших городов, и для жителей периферии.
Вот и появляются салоны красоты по всей стране – «от Москвы до самых до окраин». Причем не зря появляются: посещать салоны красоты сегодня престижно и стильно, поэтому клиенты есть всегда. Но почему-то не все салоны работают одинаково успешно. Часть из них не выдерживают конкуренции и закрывается, а кто-то вопреки всему продолжает легко (или это кажется, что легко) плыть по волнам бизнес-индустрии красоты.
Мы попробуем разобраться, в чем могут состоять причины неудач работы салонов, и постараемся дать несколько практических советов, как их избежать.
Неудачи ведения любого бизнеса, в том числе и бизнеса в области индустрии красоты, обусловлены либо недостатками в самом начале его организации, либо ошибками уже в ходе реализации самой идеи.
Итак, сначала о превратностях и подводных камнях «красивого» бизнеса на этапе его становления.
Бизнес-идея: детально и качественно
Прежде всего, важна не столько сама бизнес идея об открытии салона красоты, а детальность проработки этой идеи. Очень важно решить, какие услуги своим клиентам будет предлагать салон. Причем выбор таких услуг определяется не столько материальными возможностями учредителей, сколько конкурентной средой и потребительским спросом.
Чтобы изучить конкурентную среду, что называется «в живую», очень полезно перед тем, как закупать оборудование, пройтись по салонам красоты, которые уже функционируют в вашем районе или городе, и ознакомиться, хотя бы под видом клиента, с перечнем предлагаемых услуг, их стоимостью, поинтересоваться оборудованием, уровнем квалификации персонала, а также обратить внимание на качество обслуживания клиентов.
Недостатки конкурентов – ваши главные козыри в игре. Положить их в основу концепции своего салона – вот основная задача.
К примеру, если большинство салонов, которые удалось посетить, в основном предлагают услуги по созданию имиджа (парикмахерские услуги, маникюр, загар, педикюр, пирсинг, т.е. такие, которые временно улучшают внешность человека), то вам есть смысл подумать над включением в перечень услуг своего салона медицинских услуг (коррекция лица или фигуры, антицеллюлитный массаж) или релаксационных процедур (SPA-процедуры, аромотерапия, светотерапия и т.д.).
Одним словом, надо найти «гвоздь программы» – то, что будет отличать ваш салон от салонов конкурентов: бесплатный фиточай всем посетителям, абонементские программы, аромотерапия, арт-терапия, высокопрофессиональные массажисты, которые работают только у вас, и нигде больше, или что-то еще…
Поиск резервов повышения рентабельности
Выбирая услуги для своего салона красоты, следует остановить свой выбор на более прибыльных и востребованных. Вполне понятно, что в населенном пункте, где средний возраст населения составляет 40-45 лет, вряд ли кого-нибудь заинтересует пирсинг. А вот салон, функционирующий в деловом районе города, может смело делать ставку на SPA-процедуры.
Кроме того, очень надо продумать, как организовать работу салона без простоев в случае временной невостребованности какой-либо услуги. Одним из путей решения этой проблемы может быть размещение оборудования для разных процедур в одной комнате салона.
К примеру, массажные столы и оборудование для процедуры обертывания. Если в данный момент времени клиентов на обертывание нет, но есть запись на массаж, то комната, оборудованная таким образом, все равно будет задействована в получении прибыли.
Реклама и продвижение
Это важные стороны деятельности не только на этапе организации бизнеса, но и позже. Цель рекламы на первых шагах – это заявить о себе, показать ваши преимущества перед конкурентами, привлечь клиентов. Выбор способов рекламы во многом зависит от места расположения вашего салона красоты и его окружения.
Будет большой ошибкой использовать только один какой-то способ продвижения. Особенно это важно на более позднем этапе, когда салон уже сформировал свою клиентскую базу и работает с ней.
Поэтому теперь назовем сложности в работе салона красоты, которые могут возникнуть уже позже, в процессе ведения бизнеса.
Борьба за клиентов
Когда дело уже набрало обороты, необходимо уделять самое пристальное внимание работе с клиентами. Тут реклама будет нацелена уже, в первую очередь, на удержание существующих клиентов и только потом – на привлечение новых.
Простой рекламной вывески о том, что «салон работает без выходных» или «мы рады вам» уже будет недостаточно. Клиент на них может и не обратить внимания, а вот получить поздравления с праздником, приглашение посетить салон со скидкой, принять участие в рекламной кампании — это уже совсем другое дело. Такие знаки внимания по отношению к человеку доставляют ему удовольствие и заставляют удерживать в памяти источник его получения.
Некоторые салоны заводят на постоянных клиентов что-то вроде «досье», куда вносятся все его посещения, памятные даты из жизни, события, предпочтения при выборе процедур и персонала. Вся эта информация учитывается при работе с конкретным человеком.
Работа с персоналом
Конечно же, вы набирали персонал из числа профессионалов, желательно, имеющих опыт работы. Но квалификацию можно проверить по диплому или свидетельству, а опыт работы – по трудовой книжке. А вот трудолюбие и добросовестность у человека можно определить только в процессе работы.
Поэтому чтобы обезопасить себя от различного рода неприятностей, связанных с недобросовестностью сотрудников (воровство материалов, выполнение «левых» заказов), не лишним будет составить на всех работников должностные инструкции, где бы была оговорена их ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей.
Особенно внимательно надо подходить к выбору человека на должность администратора, в чьи обязанности входит контроль за работой всего персонала и общение с клиентами.
Но одними предписаниями людей не удержишь. Человек добросовестно работает на той работе, которую боится потерять. Поэтому очень важно создать такие условия труда и дать такую зарплату работнику, которые бы его стимулировали работать хорошо.
Беспроигрышный вариант, как продуктовый магазин.
Не бывает беспроигрышных вариантов. Даже продуктовые магазины закрываются. Даже от уже раскрученных сетей — Магниты например.
Да, действительно, порой удивляешься, как даже во времена кризиса, кто-то закрывается, а кто-то во всю открывается! Хорошая статья и действительно полезная.
Читала с точки зрения клиентки салона, надо сказать — очень интересная и полезная статья! Что уж говорить о хозяйках? Много советов, которыми действительно хорошо бы воспользоваться!
Спасибо автору, классная статья. Узнал много нового и интересного.