Если вы хотите открыть свою фотостудию, вам, как и в любом другом бизнесе, будет необходим бизнес-план.
Бизнес-план фотостудии основывается из трех составляющих:
— профессиональная съемка в студии, разработка портфолио для моделей;
— создание буклетов, рекламных каталогов;
— предоставление студии и оборудования в аренду профессиональным фотографам и фотолюбителям.
При наличии профессионального фотографа, все эти услуги вы сможете предоставлять уже с первого дня работы фотостудии.
Есть и другие источники дохода:
— выездные фотосессии;
— репортажная съемка для журналов и газет;
— обучающие курсы для начинающих фотографов.
Этих услуг на отечественном рынке еще недостаточно, и на фоне повсеместного увлечения фотографией и увеличения продаж зеркальных фотокамер, бизнес этот может быть очень выгодным и перспективным.
Итак, приступим.
Ищем помещение для фотостудии.
Оптимальный вариант – помещение площадью более 60 кв.м., расположенное в центре города или недалеко от станции метро. К помещению обязательно должен быть удобный подъезд, возможность парковки.
Еще одно требование к помещению – высота потолков. Она должна быть 3.5-4 м. По этой причине не удастся использовать под фотостудию обычную квартиру. Разве что это будет квартира, расположенная в «сталинском» доме, где высота потолков составляет 4-5 м.
Помещение должно быть просторным. Не менее 50-55 кв.м. займет сама студия, а еще необходимо место для гримерной и для администратора. В студии, как правило, организуют импровизированную сцену, расставляют осветительное оборудование, инвентарь (отражатели, стол для предметной съемки, сменная оптика и пр.)
Не обязательно покупать помещение в собственность. Можно арендовать. В Москве ежемесячная арендная плата за подходящее помещение составит 30-50 тыс. рублей.
Помещение нуждается в ремонте. На него может уйти месяц – все зависит от исходного состояния выбранного помещения: ремонт, побелка, покраска, монтаж оборудования.
Как правило, при отделке помещения для фотостудии, стены и пол окрашивают в белый, черный или серый цвет. Эта палитра объясняется тем, что белый цвет обладает хорошей отражающей способностью, что позволяет создать эффект блеска во время съемки; черный цвет не дает бликов в кадре; а серый цвет дает максимально высокий коэффициент отражения и минимально искажает цветовую температуру – все это облегчает работу фотографа при обработке фотографий.
Кроме ремонтных и отделочных работ в бизнес-плане фотостудии необходимо просчитать затраты на техническое оснащение. А также нужно найти квалифицированных сотрудников – фотографов и администратора.
Первым делом приобретаем фотокамеру. Не гонитесь за брендами. Главное – надежность, возможность делать высококачественные снимки и оптимальное соотношение цены и качества.
Специалисты рекомендуют такие модели, как Canon EOS 40D (до 35 тыс. руб.), Nikon D80 (27 тыс.руб.). Более мощный аппарат — Canon EOS 5D (более 62 тыс.руб.), но зато эта камера характеризуется большей скоростью съемки, снабжена полноформатной матрицей, что позволяет печатать фото даже в формате А1.
Но в принципе, на первом этапе делать качественные студийные фото можно даже на аппарате Canon ЕОS 500D (33 тыс. руб.).
Еще вам необходимо приобрести качественное осветительное оборудование: минимум 4 источника света, каждый мощностью не менее 500Дж. Такое оборудование выгоднее покупать комплектом. Признанные лидеры – такие фирмы-производители, как Bowens и Hensel. Каждый элемент обойдется вам примерно в 15-20 тыс. руб.
Также будут необходимы специальные стойки, различные аксессуары – все это потянет на более чем 95 тыс. руб.
Для оформления заднего фона выпускаются специальные фоны. Они бывают бумажные (одноразовые) и тканные.
Для администратора выделяют отдельную комнату, из мебели туда нужен будет стол, стул, шкаф для верхней одежды и для документации. На это уйдет 25-35 тыс. рублей. Кроме этого, конечно, компьютер и телефон. Большое зеркало и ширма обойдутся в 5 тыс. рублей, еще порядка 10 тыс. руб. предусмотрите на лампы и канцтовары.
Минимальный коллектив фотостудии состоит из штатного фотографа и администратора. Найти квалифицированных фотографов можно через сайты поиска работы, а также через профессиональные фото-сайты, форумы, группы по интересам.
Профессионализм претендента можно оценить по его портфолио, и уже исходя из его качества можно определиться с оплатой его труда. В оплату фотографа входит оклад и проценты от выполненных заказов. В среднем это 30-40 рублей в месяц. Труд администратора оценивается в 15-20 тыс. рублей.
Еще для работы вам понадобятся услуги визажиста. Его, как правило, не берут в штат, а приглашают приходящего мастера. К тому же услуги его оплачивают сами модели, которые заказывают портфолио.
Для того, чтобы о вас узнало как можно большее количество людей, нужно разработать сайт, где будут представлены работы вашего мастера, расценки на предоставляемые услуги, контактные данные. Желательно, чтобы была возможность принимать заказы on-line. На разработку и поддержание сайта у вас уйдет около 15-20 тыс. рублей.
Если вы намерены сдавать студию в аренду, то нужно дать соответствующее объявление в сети – на специальных форумах, где вы скорее найдете клиентов. Стоимость аренды студии на час составляет порядка 500-1000 рублей.
Приведем еще некоторые расценки:
— свадебная фотосессия стоит 2-2.5 тыс. рублей;
— разработка и компоновка портфолио – 1.5-2.5 тыс. рублей;
— рекламная фотосессия оплачивается по отдельному тарифу, ее стоимость может достигать $3-5 тыс. за 1 съемочный день.
Бизнес-план фотостудии показывает, что вложения на открытие и комплектацию фотостудии окупятся в течение полутора лет при ежемесячном доходе в 150 тыс. рублей.