В США и ЕС очень хорошо развита индустрия автопроката. Население западных стран все больше предпочитает арендовать машину в пункте назначения, а не ездить на личных автомобилях за сотни километров.
В последнее время лидеры мирового рынка автопроката почувствовали некоторый дискомфорт, многим стало тесно на уже освоенных рынках. В итоге многие транснациональные компании объявляют о возможностях экспансии в государства бывшего Варшавского договора и страны Юго-Восточной Азии.
Что послужило началом
Американский предприниматель Уолтер Джекобс, стал первооткрывателем в области аренды, начав свою деятельность в 1918 году с мирового автопрокатного бренда Hertz. На сегодняшний день офисы этой фирмы размещены в 142 странах мира.
Вслед за ним, буквально через несколько лет после открытия конторы Джекобса, открылись два конкурента — компании Avis (первая фирма по аренде автомобилей в аэропорту) и Budget (автопрокат по более низким ценам). К 50-м годам прошлого века эти компании стали своеобразными гигантами автопрокатного рынка, именно они диктовали условия небольшим компаниям. Однако 24 американские фирмы дали серьезный отпор, объединившись в сеть National. На сегодняшний день бренд National стал одним из мировых автопрокатных лидеров и представлен во всех развитых странах.
Рентабельность автопрокатного бизнеса
Сегодня все чаще путешественники отдают предпочтение перемещению по экскурсионному маршруту не в автобусе, а на арендованной машине. Взяв данный факт на заметку, американская компания Alamo избрала специализацию по предоставлению автомобилей в аренду в местах нахождения мировых туристических агентств. А EasyCar до 2000 г. вела свою деятельность как структурное подразделение британской авиакомпании EasyJet.
Европейцы, предпочитающие передвигаться подземным транспортом, в отличие от американцев, не стали объединяться за место под солнцем, а стали создавать своеобразные автомобильные товарищества. Членами данных товариществ являлись лица, которые имели личные автомобили, но не пользовались ими каждый день и лица, предоставляющие свою машину членам товарищества. Потенциальному члену «транспортного товарищества» необходимо быть гражданином страны и постоянно жить в городе.
Платежами за данный вид деятельности являются: разовый платеж (в Германии он составляет от EUR50 до EUR100) и залог около EUR500, дальнейшие расчеты между партнерами производит объединение. Такие «транспортные товарищества» на европейском рынке стали серьезными конкурентами как для небольших автопрокатных салонов, так и для представительств крупных компаний. Однако Европа не остановилась лишь на работе собственных салонов по сдаче авто в аренду, вскоре стала развиваться работа европейских операторов «под крылом» крупнейших международных компаний, так называемый автопрокатный франчайзинг.
Карету мне!
Клиентами автопрокатных фирм зачастую являются командированные сотрудники, а также туристы. Следует помнить, что бронирование автомобиля лучше проводить заблаговременно, особенно если вам нужна машина в конкретное время в строго определенном месте (возле вокзала, гостиницы, в аэропорту), или же вас интересует определенный класс и марка. С этой задачей вы можете справиться самостоятельно, заранее зарезервировав машину в салоне через интернет или обратиться за помощью в туристическую фирму.
Необходимо помнить о возрастных ограничениях и водительскому стажу клиентов. Что касается Европы, то клиентом, арендующим представительский автомобиль, должен быть человек старше 25 лет и с водительским стажем не менее 2–3 лет. Во Франции, клиентом проката машин высшей ценовой категории, может быть человек и вовсе старше 30 лет. Конечно, всегда есть исключения из правил.
Так автопрокатные салоны, желая избежать ссоры с VIP-клиентами, могут пойти на компромисс, повысив сумму страховки снизить возрастной ценз.
Однако для всех стран существует единая система ценообразования. Стоимость проката автомобиля зависит от возраста и класса, при этом увеличение срока аренды, посуточная арендная плата снижается. А прокат машины в выходные дни выше, чем в будни. Также существует зависимость от места нахождения салона атопроката. Так, договор аренды, заключенный в крупном салоне большого города, на 15–20% дороже аналогичного, но заключенного в провинции.
Кроме этого, большинство автопрокатных салонов, страхуются, заключая договоры аренды только с владельцами кредитных карточек, блокируя на их счетах полную сумму аренды. При этом если в США строго следят за тем, чтобы пользование арендованным авто осуществлялось только тем, кто подписал договор, то в Европе человек, взявший машину напрокат, может передоверить ее своему родственнику.
Конечно, автопрокатные салоны стараются угодить каждому клиенту, поэтому предлагают машины на любой вкус и «кошелёк». Ценовой диапазон европейского автопроката начинается от EUR10 в сутки (прокат маленького Smart производства концерна DaimlerChrysler). Аренда же авто представительского класса, такого, как Mercedes C180, в зависимости от страны, колеблется от EUR50 до EUR70.
Извольте потесниться
На сегодняшний день сложно найти лазейку в автопрокатный рынок Европы. На первом этапе собственный салон потребует большую сумму на закупку и страхование авто, оборудование офиса, маркетинг. Конечно, снижение издержек на первом этапе можно провести за счет лизинга, долгосрочной аренды или приобретения подержанных автомобилей (не сообщая при этом клиенту-арендатору о субаренде).
Кроме этого, не имея своих машин, можно организовать минимально оборудованный офис, с оператором, принимающим заявки на аренду машин, которые в последующем переходят в настоящий автопрокатный салон, получая определенный процент от заключенных сделок.
С каждым днем становится все больше американских и европейских бизнесменов, которые начинают свое дело «под крылом» крупной автопрокатной или туристической компании, обеспечивая салон клиентами.
В свою очередь автопрокатные салоны максимально укрепляют свои позиции на рынке, обеспечивая свой автопарк машинами от дешевых моделей, предлагаемых студентам-туристам, до автомобилей представительского класса для VIP-клиентов.
Однако на рынке автопроката компании узкой специализации никто не исключал, правда, такую деятельность могут себе позволить исключительно структурные подразделения других компаний (продюсерских/event-организаций).
Доходность работы соответствует выбранной специализации. Например, заработок оператора, передающего заказы крупным компаниям, составляет в среднем EUR3–5 тыс., в период отпусков — EUR10–15 тыс., т.к. автопрокатный салон в это время имеет 60–85% среднегодового дохода. В свою очередь, доход владельца автосалона в количестве 15 машин различного класса и стоимости проката, составит EUR30– 50 тыс. (60% дохода идёт на ремонт и обновление автомобилей).
Что касается крупнейших автопрокатных сетей, то их доходность ежемесячно составляет миллионы долларов, независимо от времени.
Лидеры проката автомобилей
Hertz (1918 г.): Основатель Уолтер Джекобс. На сегодняшний день офисы этой фирмы размещены в 142 странах мира.
Avis (1946 г.): Первая фирма по аренде автомобилей в аэропортах. На сегодняшний день занимает второе место в мировом рейтинге, офисы этой фирмы размещены в 166 странах мира.
National (1947 г.): Состоит из 24 независимых операторов, представлена во всех развитых странах, кроме СНГ.
Europcar (1949 г.): Обладает сетью более чем 3 тыс., офисы этой фирмы размещены в 160 странах мира.
Alamo (1974 г.): На сегодняшний день офисы этой фирмы размещены в 42 странах мира на всех континентах.
Budget: Входит в состав концерна Avis Budget Group. Офисы этой фирмы открыты на всей территории США и Канады и некоторых других стран, в том числе в Украине.
Здравствуйте! Я Вас поздравляю!Вы стали обладателем Кубка Признания по версии моего сайта.
Эту добрую традицию вручения кубка придумали ученики школы Start Up!
Очень интересная идея бизнеса
Не знаю, насколько хорошо это у нас приживётся, всё-таки на западе другой менталитет. Но вариант хороший, конечно, спасибо.
У нас уже начинает появляться, причем даже не в очень больших городах…