Бизнес, связанный с изготовлением кормов для домашних питомцев считается одним из самых прибыльных. Продажи в России приносят около $1 млрд.
Аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение продаж кормов для животных премиального сегмента. Если так пойдет, скоро питомцы станут есть лучше хозяев. А вы можете получить свою прибыль с бизнеса по производству кормов для животных.
Раньше собаки помогали хозяевам на охоте, поэтому во все времена к их корму всегда относились особо. Существовали даже специальные «собачьи» рецепты. Тогда царских собак кормили и содержали много лучше людей.
Специальные собачьи корма в Европе были еще в середине XIX века, а в России они появились только с распадом СССР.
В начале 90-х годов корма завозились в страну из-за рубежа, позже дистрибьютерами зарубежных компаний были открыты у нас собственные производства. Тяжелое экономическое положение не мешало кормить домашних любимцев лучше, чем собственную семью.
Собачьи корма сбалансированы, они гораздо здоровее пищи с нашего стола. Только разработка рецепта корма для собак стоит десятки тысяч долларов.
Огромные продажи кормов для домашних животных объясняются даже не расточительностью и фанатизмом их хозяев – просто так удобнее. Мало кто в крупных городах питается домашней пищей. Большинство после работы заходят в ближайший супермаркет и покупают там полуфабрикаты для себя и корм для питомца.
Но, тем не менее, многие у нас пока не готовы покупать промышленный корм для собак и кошек, а кормят питомцев домашней пищей. В нашей стране пока еще сосредоточено только 2% мирового рынка кормов, он составляет более $55 млрд. Но рост наблюдается стабильный и стремительный: 20% в год.
Наибольшую прибыль производителям кормов приносят именно собаки и кошки. Конечно, россияне держат и других питомцев: птиц, грызунов, рыб, даже экзотических животных. Но их процент много меньше, да и аппетиты у них значительно скромнее. Так, из общего рынка кормов в $1 млрд. $800-850 млн. приходится на корма для домашних животных.
Корма для кошек и собак делятся на классы по качеству и, соответственно, по цене: эконом, премиум, суперпремиум.
Дорогие корма позиционируются как корма лучшей усваиваемости (т.е. чтобы наесться, питомец съест втрое меньше дорогого корма), лучшего качества без добавления сои.
Несмотря на это, в России предпочтение отдается все же кормам эконом класса. 42.3% владельцев кошек покупают Kitekat, а 25.8% собачников выбирают Chappi.
Всего же на корм кошке в среднем тратится около 500 рублей в месяц, а на корм для собаки – до 2000 рублей.
Но кошачьи корма берут числом. Они составляют 82% рынка кормов в стоимостном выражении. Так уж повелось в России, что кошек держат большее число людей, и кормят их отдельно. Собак же держат меньше и кормят тем, что и сами едят.
В последнее время развитие рынка кормов направлено в сторону различения кормов для разных пород, размеров и возрастов питомцев. Есть еще диетические корма. Это помогает увеличить прибыль (специализированные корма стоят дороже) и увеличить продолжительность жизни животных в 1.5-2 раза (что в столько же раз повышает прибыли производителей).
И рынок этот с каждым годом растет. Объяснить это просто: давнишние владельцы кошек и собак, заботясь о питомцах, переходят на промышленные корма; новоиспеченные владельцы уже изначально настроены на покупные корма. Готовить специально для питомца молодежь, воспитанная на рекламе кормов для собак и кошек, не будет.
Благосостояние россиян медленно, но верно растет, а значит, производители и продавцы вполне могут рассчитывать на увеличение продаж кормов премиум класса. В последние годы сеть дистрибуции в России значительно расширена.
Серьезные игроки на этом рынке — компания Mars и Royal Canin (70%), Nestle и «Раритет». Объемы остальных производителей значительно отстают.
Конкурировать с акулами этого бизнеса не представляется возможным, но есть 2 пути развития: более низкая цена и уникальный товар, которого нет у зарубежных производителей.
Если западные гиганты делают упор на рекламу и их товар предназначен для широкого потребителя, то отечественные производители делают акцент именно на рецептуру. В своих рецептах они используют богатые ферментами и микроэмелентами говяжий желудок, колтык, хрящи т.п. Компании закупают это сырье на мясокомбинатах, обрабатывают и упаковывают. Их товар уже рассчитан на опытных животноводов, для питомников, например.
Предприятие из 20 человек ежемесячно производит и продает около 20 тонн корма.
Более крупные российские производители действуют по западным технологиям, но предлагают собственную рецептуру по чуть более низкой цене.
Главное в этом деле – разработка рецептов.
Но специалистов в этой области – единицы во всем мире! И платят им по 1.5 тыс.? в день даже не столько за разработку рецептов, а за то, чтобы они не работали на конкурентов – это условие прописывается в договоре, как и срок, в течение которого специалист не работал на другие компании.
После того, как рецепт разработан, проводятся тесты на поедаемость (сколько животных набросится на корм) и усвояемость. Корма самого высокого класса имеют коэффициент поедаемости 90%. Более низкий класс имеет 70% поедаемости.
Некоторые рецепты имеют такой состав, что животные отказываются есть что-либо другое. Ходят слухи, что используются даже наркотические вещества, которые «подсаживают» кошек и собак на конкретную марку. Хотя специалисты считают, что это маловероятно, и объясняют феноменальный успех компании Mars миллионными вложениями в рекламу.
Удачный рецепт может пользоваться популярностью десятки лет. Изменения вносить все равно требуется, т.к. аппетиты и вкусы у собак и кошек меняются (свое влияние оказывает экологическая ситуация), меняются и пристрастия их владельцев. Но есть и парадоксы. К примеру, корм «Ягненок с рисом» особо популярен, хотя объективно он ничем не отличается от кормов той же ценовой категории. Популярность и стала причиной того, что этот вид корма на 20% дороже остальных кормов в своей линейке.
Далее рецепт поступает на производство.
Линейка оборудования по производству корма стоит около $5-7 млн. Отечественные компании не могут позволить себе иметь собственный завод и заказывают производство корма на сторонних заводах, производящих корма для торговых сетей, которые продают продукты под своей маркой («Перекресток», «Ашан»).
Наши предприниматели заказывают производство под Петербургом, в Новгороде, в Дании. И утверждают, что за границей производство обходится дешевле, даже с учетом доставки.
Еще один вариант выхода на рынок – производство высокотехнологичного товара (поливитаминов). Еще продают разнообразные экзотические «лакомства» в виде кроличьих ушек и т.п. Владельцы домашних питомцев покупают их ради забавы или ради спасения мебели от зубов любимца.
Многомиллионные вложения в телевизионную рекламу кормов для животных отечественным компаниям не по карману. Поэтому они делают упор на рекламу в клубах любителей животных, на спонсирование акций и выставок в специализированных магазинах.
Но, к сожалению, в России влияние клубов не так велико, как на Западе. Продажи здесь невелики. Скорее, клубы выполняют рекламную функцию, чтобы товар хотя бы был на слуху.
Основная надежда отечественного производителя – на выставки и акции. При этом в крупные торговые сети попасть сложно, а вот специализированные магазины сотрудничают охотнее, хотя зачастую весь ассортимент производителя просто не может уместиться на полках.
Некоторые отечественные компании идут на поставку бесплатной партии своего товара в сетевые зоомагазины, ставя единственное условие, чтобы на полках стояло 20 позиций их продукции.
Интересно, где учат на специалистов по созданию рецептов кормов? Я бы пошла… «Пусть меня научат!»
Этот бизнес никогда не угаснет. Людям всегда нравились и будут нравиться домашние животные!
У меня друг открывает инет-магазин по продаже кормов. Так вот сейчас изучив вашу статью начал верить, что у него маржа с проекта выйдет хорошая )