Конкурентоспособный бизнес – это бизнес, который узнаваем, о котором говорят, такой бизнес привлекателен в качестве работодателя, а его топ-менеджмент ставят в пример. Любой предприниматель стремится вести прибыльный бизнес и повышать стоимость своей компании. Со временем компания-производитель качественного товара или услуги начинает вести работу по созданию собственного бренда и торговой марки, чтобы подчеркнуть свою уникальность и повысить узнаваемость.
Наличие успешно разработанной марки и бренда гарантирует повышение стоимости самой компании. Современные реалии бизнеса таковы, что нематериальные активы (торговая марка и бренд) стали играть большую роль в определении рыночной стоимости бизнеса (например, «Кока-кола» обеспечивает около 75 процентов стоимости компании).
Между понятиями «бренд» и «марка» существует некоторое различие. Марка – это имя, термин, символ, знак, рисунок, идентифицирующие товар или услугу. Бренд представляет собой нематериальную ценность компании, это то, с чем компания ассоциируется у потенциальных потребителей.
Иными словами, продукт с торговой маркой, постоянно находящийся на рынке, узнаваемый у покупателей, олицетворяющий нематериальные ценности предприятия, превращается в бренд.
Торговая марка является частью бренда.
Если компания стала брендом, то она более устойчива в бизнес-среде, поскольку:
- все бизнес-процессы компании в основном стабильны;
- уменьшаются риски и затраты, в том числе и на запуск новых проектов (старт нового проекта «не с нуля»);
- доля рынка более устойчива и предсказуема за счет лояльности потребителей;
- приток новых инвесторов.
Технология построения бренда компании обычно состоит из следующих этапов:
Этап 1. Грамотное выстраивание предложения товара/услуги, ориентируясь на самые привлекательные качественные характеристики товара в глазах покупателей, одновременно осуществление мониторинга изменений спроса и товаров конкурентов.
Бизнес-единице, стремящейся стать брендом, прежде всего, необходимо определить важность характеристик продукта для «своего» потребителя, определить наиболее значимые и ожидаемые потребителем характеристики товара/услуги. Проанализировать результаты, посчитать, что совпадает среди ожиданий потребителей и действительных характеристик производимого товара.
Это позволяет определить свой «сегмент» рынка и своих лояльных покупателей. Затем с помощью PR, рекламы и специальных акций предприятие позиционирует свой товар с учетом наиболее важных для своего сегмента покупателей характеристик.
Этап 2. Создание марочной индивидуальности товара (логотип, имидж)
Выстраивание популярного бренда начинается с разработки названия, рисунка-логотипа. Коммерческие фирмы свободны в выборе названий. Однако следует помнить, что название не должно быть громоздким и противоречить характеру продукта.
Этап 3. Обеспечение устойчивых коммуникаций с потребителями
Устойчивые связи с потребителями будут формировать привыкание к товару, к возможности его приобретения любым удобным способом. Современные компании прекрасно знают, что необходимо постоянно поддерживать контакты с потенциальными клиентами.
Этап 4. Представление собственной системы ценностей
Создание презентации, мини-фильма о компании поможет потенциальным потребителям лучше понять цели, миссию предприятия.
Бизнес, разрабатывающий свой бренд, должен работать в том направлении, чтобы бренд имел способность влиять на психологию покупателей и вызывать эмоции.
9000001