Бизнес-планирование — это основа успешного предпринимательства. В условиях рыночной экономики совершенно немыслимо добиться успеха в бизнесе без планирования его развития, без постоянного анализа информации о его состоянии и положения конкурентов и развития всего рынка в целом.
Очень важно иметь не только представление о потребностях бизнеса в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, но и планировать источники их получения и возможности эффективного использования.
Понятие планирования экономической деятельности не ново. Еще во времена Советского Союза существовало централизованное государственное планирование экономики.
Плановые показатели разрабатывались на уровне государства и «доводились» до предприятий для исполнения. Руководителям предприятий оставалось лишь их выполнять, не сильно задумываясь над тем, как они подсчитаны.
Такую систему централизованного планирования можно, конечно, подвергать критике, и критике справедливой. Да и время подтвердило нежизнеспособность этой системы. Но полный отказ от планирования развития бизнеса тоже «чреват» очень неприятными последствиями.
- Отсутствие комплексной экономической информации, собираемой в процессе бизнес-планирования, лишает возможности руководителя принимать эффективные управленческие решения. Так открывается «зеленый свет» самодурству в руководстве, принятию решений «наобум». Наличие четкого плана действий наоборот вынуждает руководителя принимать решения в его рамках, обоснованно и четко.
- Отсутствие перспектив развития делает бизнес «негибким» и неадаптируемым к изменяющимся условиям рынка, приводит к снижению конкурентоспособности.
- Отсутствие четкого представления об организации и ведении бизнеса является причиной хаотичности действий всех участников бизнес-процесса и неэффективного выполнения возложенных на них обязанностей.
ИТОГ — значительное повышение рисков предпринимательской деятельности.
Очень жаль, что многие руководителя малых и средних предприятий видят в бизнес-планировании, а в частности — в составлении бизнес-плана, только формальную сторону и расценивают его только как документ, необходимый для получения кредита.
Банки в свою очередь проверяют бизнес-планы тоже иногда поверхностно, их менеджеры не могут всесторонне оценить эффективность того или иного бизнес-проекта. Поэтому многие фирмы оказались во время финансового кризиса неплатежеспособными.
Если подходить к планированию бизнеса не формально, а экономически грамотно, то бизнес-план, как результат процесса бизнес-планирования, может дать ответы предпринимателю на многие вопросы:
- Какую продукцию или какую услугу целесообразно выбрать для выхода на рынок в определенный момент времени и в определенном сегменте рынка
- Какой можно ожидать спрос, какие могут быть изменения в спросе
- Объем необходимых ресурсов, их стоимость и количество
- Затраты на организацию бизнеса и затраты на реализацию продукции
- Какой ценовой уровень продукции, факторы изменения цены
- Какой доход можно ожидать и как его лучше распределить («сценарии» распределения)
- Оценка эффективности производства по ряду показателей, резервы повышения эффективности
Любой бизнес-план, как программный документ для ведения бизнеса, строится по определенной схеме. В настоящее время не существует одного общего методологического подхода к бизнес-планированию и одной общей схемы бизнес-плана. Они могут варьироваться в зависимости от целей составления и области дальнейшего использования документа.
Существуют следующие стандарты бизнес-планов:
Бизнес — планирование по стандартам UNIDO (United Nations Industrial Development Organization)- Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
Свою деятельность ориентирует на страны с переходной экономикой.
Бизнес-план по стандартам KPMG (KlynveldKraayenhof&Co., WilliamBarclayPeat&Co., Marwick, Mitchell&Co., Treuhand-Gesellschaft) – швейцарская ассоциация, которая представляет сеть крупных компаний.
Оказывает консультационные, аудиторские услуги.
На рынках стран СНГ ее стандарты позиционируются как рекомендательные.
Бизнес-план по стандартам TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States) — техническая помощь Содружеству Независимых Государств.
Проект разработан Евросоюзом.
Бизнес-план по стандартам ЕВRD (Reconstruction and Development) — Европейский банк реконструкции и развития.
Предлагает консолидированную форму бизнес-плана.
Бизнес-план по стандартам BFM Group
BFM Group — инвестиционно – проектная компания, специализируется на предоставлении полного комплекса услуг подготовки инвестиционных проектов к привлечению капитала.
Предлагает развернутую структуру бизнес-плана.
Особенности каждого из перечисленных стандартов мы рассмотрим в следующих статьях.
Требуется тщательная подготовка на реализацию своего бизнеса,без нее никак!
Спасибо за информацию!:)
Последнее время у меня складывается мнение, что бизнес план со всей серьезностью жизненно необходим людям неуверенным в успехе своего бизнеса. Те же, кто понимает зачем он создает бизнес, то план это чистая формальность. Тут можно спорить и все такое, люди разные все, у каждого свой подход. В целом же бизнес план делать несомненно надо, но вот пугать им не стоит Да и часто многое в бизнесе идет совсем не по плану…
Понятие уверенности или неуверенности весьма разношерстые.. есть люди уверенные в себе и дисциплинированные в принятии решений и ведения определенной позиции в бизнесе, тем не менее составляют бизнес-план для того чтобы придерживаться его.. а то что иногда идет не по плану, это ведь может быть
Интересная статья. Но для начала бизнес-план должен быть в голове, а потом уже на бумаге!
Я думаю каждый понимает что надо придерживаться плана. «Наобум» не стоит конечно действовать.