Составление бизнес плана. Часть1.

составление бизнес планаДля начала собственного бизнеса необходимо составить бизнес-план.  Дело это непростое, в одной статье всех нюансов не расскажешь, поэтому инструкция по составлению бизнес плана займет 5 статей.

Бизнес-план — незаменимый документ, который нужен всем, так или иначе имеющим отношение к вашему бизнесу.

  • Прежде всего, вам, как руководителю. Бизнес-план отразит ваши замыслы, цели, поможет реально их оценить и воплотить в жизнь.
  • Высококвалифицированные сотрудники, которых вы будете нанимать на работу, при помощи бизнес-плана смогут оценить масштабы деятельности, лучше понять цели и задачи, а значит, больше сделать для того, чтобы поднять и раскрутить ваш бизнес именно по тому сценарию, который наметили вы.
  • Должностные лица смогут оценить вашу фирму, увидеть ваши перспективы.
  • Иностранным инвесторам бизнес-план поможет соотнести вашу идею и бизнес идеи запада, понять, достоин ли ваш бизнес запрашиваемых вами средств;
  • Банки, видя бизнес-план, смогут оценить ваши перспективы и выдать решение о предоставлении кредитов;
  • Отечественные и международные фонды принимают решение о выдаче льготных кредитов и грантов также ориентируясь на бизнес-план.

То бизнес-предложение, с которым вы придете к инвесторам, партнерам основывается на бизнес-плане. Финансовая заявка также составляется на этой же основе.  Именно бизнес-план позволяет наглядно увидеть, каковы перспективы развития вашего предприятия, и знающий человек при одном взгляде на этот документ поймет, стоит ли иметь с вами дело, вкладывать средства в ваш бизнес.

Конечно, можно предоставить разработку бизнес-плана специалистам, но опытный инвестор сразу заметит вашу некомпетентность и откажет вам в рассмотрении заявки, если ваш вклад в разработку бизнес-плана ограничился лишь подписью под многостраничным документом.

Конечно, консультация специалистов в этом деле необходима, но лишь консультация.  Владелец, организатор бизнеса должен сам приложить руку к составлению бизнес-плана, чтобы эфемерная идея обрела форму, обросла деталями и приняла тот вид, который вы бы хотели видеть. В процессе этого вы сможете укрепиться или разочароваться в вашей идее, понять, посильна ли вам эта задача, стоит ли продолжать дело, или это «не ваше».

Бизнес-план — это то, что заменит привычное технико-экономическое обоснование. Если вы как бизнесмен хотите выйти на мировой уровень, то и мыслить надо научиться глобальными категориями, идти в ногу со временем, говорить с инвесторами и партнерами на одном языке.

Да и вообще, чтобы добиться успеха в бизнесе, нужно ясно и полно представлять перспективы своего дела, иметь реальный план действий — это и отражает бизнес-план. Кроме того он помогает очертить круг проблем, с которыми вам придется столкнуться, и наметить решения этих проблем с учетом изменчивой конкурентной и хозяйственной ситуации

При разработке бизнес-плана предприниматель должен найти ответы на основные вопросы:

— как начать собственное дело в соответствии с поставленными целями?

— как организовать деятельность фирмы, чтобы она была эффективной?

— кто займется организацией нового производства?

— когда следует ожидать первых доходов?

— как уменьшить возможный риск?

— как обойти конкурентов?

Вопросы управления, маркетинга, финансирования, распределения обязанностей  — все это должно быть решено на бумаге при разработке бизнес-плана. Только в этом случае ваш бизнес имеет шанс на успех. Ведь даже когда на бумаге все гладко и, казалось бы, все учтено и предусмотрено, всегда нужно делать поправку на непредвиденные обстоятельства. Хотя и улыбка фортуны тоже имеет место быть.

Бизнес-план — не только внутренний документ фирмы. Он необходим и при установлении контактов. А потому к оформлению структуре и форме этого документа предъявляются определенные требования.

Форма документа должна дать четкое представление заинтересованному лицу о сути дела, о том, каковы перспективы его участия в нем.

Жестко регламентированной формы  составления бизнес-плана не существует, но разделы, которые должны быть в документе, следующие:

— специфика деятельности фирмы;

— удовлетворение ею потребностей рынка;

— оценка рынка;

— стратегия поведения фирмы в определенных сегментах рынка;

— организационные и производственные структуры;

— финансовый проект, который включает в себя стратегию финансирования и предложения по инвестициям;

— перспективы роста фирмы.

Очевидно, что жизнь обязательно внесет коррективы в ваш план. А значит, чтобы он не утерял актуальности, нужно периодически его корректировать.

Как правило, бизнес-план составляется на несколько лет вперед, но пересматривать и адаптировать к реальной ситуации его необходимо не реже чем раз в год.

Со временем, по мере накопления опыта, и само планирование, и корректировка даются заметно легче.

Письменное составление плана действия для достижения поставленных целей — это возможность детально проанализировать ситуацию, беспристрастно взглянуть на положение дел. Кроме того имея на руках письменное руководство к действию, вам не придется пересказывать ваши замыслы сотрудникам, инвесторам, рискуя упустить что-то важное.

Макет бизнес-плана может выглядеть следующим образом:

 

На обложке вы указываете название фирмы, фамилию руководителя, адрес фирмы, номера телефона и факса.

В самом начале документа находится резюме, где излагается краткое содержание вашего бизнес-плана.

Далее следует более подробное описание:

 — местонахождение фирмы;

— цель деятельности фирмы;

— отрасль;

— подробное описание вида деятельности;

— виды предоставляемых услуг;

— оценка рынка услуг;

— конкуренция; преимущество, которое фирма имеет перед конкурентами;

— внешнеэкономические связи; их организация;

— стратегия маркетинга;

— прогноз по объему оказываемых услуг;

— затраты на оказание заявленных услуг;

— план технического оснащения;

— план деятельности фирмы;

— управление и персонал;

— планируемая прибыль фирмы;

— оценка риска;

— план финансирования;

— стратегия финансирования;

— деловое расписание;

— безопасность деловой и коммерческой информации;

— информационная справка о финансовом положении фирмы и ее деловой репутации.

Общий объем документа составляет порядка 40-50 страниц.  Выполнен он должен быть на высоком полиграфическом уровне.

На титульном листе должно быть название плана и подтверждение о конфиденциальности информации, содержащейся в нем. Необходимо также проставить номер и сделать напоминание инвестору, чтобы он вернул экземпляр, если предложение его не заинтересует.

Составляя бизнес-план, нужно широко использовать статистические данные, ссылаясь на первоисточник, цитирование известных экспертов также придаст вес вашему документу.

Все бизнес-предложения необходимо выделить особо и четко их сформулировать.

Если есть необходимость, используются таблицы, фото, рисунки.

Для более удобного ориентирования, документ должен иметь оглавление, а каждый раздел — шмуцтитул.

Если вы переводите бизнес-план на иностранный язык, пользуйтесь теми терминами, которые привычны иностранному инвестору.

Теперь более подробно рассмотрим каждый названный пункт.

Резюме  бизнес-плана должно быть кратким (2-3 страницы), но емким. Здесь представляется обзор делового предложения, которое и должно привлечь инвестора и побудить его к дальнейшему изучению плана.

В этом разделе должно быть четко обозначено, какие возможности в бизнесе открываются для конкретного предпринимателя, в чем их привлекательность, кто будет стоять во главе бизнеса, как фирма собирается завоевывать рынок, каковы ее перспективы и пр.

Резюме обычно составляется уже после того, как готов весь план. Из каждого пункта плана выписывают 1-2 самых существенных предложения.

В резюме, например, должны быть отражены следующие пункты:

  • ваши цели, пути их достижения (1 абзац);
  • возможности вашего бизнеса, в т.ч.  новые услуги, не имеющие конкуренции;  стратегия их реализации, включая международные рынки (2-3 абзаца);
  • намеченные вами рынки сбыта; прогноз реализации в количественном и денежном выражении, ценовая политика (3-4 абзаца);
  • ваше конкурентное преимущество, слабые места конкурентов (1-2 абзаца);
  • прогноз финансовых результатов: доходы, прибыль, сроки оборота средств, рентабельность и пр.;
  • профессионализм и компетенция вашей команды — руководителей и специалистов;
  • необходимая сумма инвестиций, она указывается, как правило, в национальной валюте или в долларах США.
Продолжение статьи Составление бизнес плана

Видео по теме: Составление бизнес плана

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 5
  1. Михаил

    Да, бизнес план должен расписать про ваш бизнес вдоль и поперек. Вспоминаю из университетского курса SWAT-анализ, а в прямых продажах аналогом служит SMART-цель.

  2. Elena

    Очень подробный бизнес план, необходимо воспользоваться мне им для блага своего бизнеса.

  3. Вячеслав

    По большому счету, Андрей, вы конечно правы. Собственный бизнес нужно начинать с добротного бизнес-плана. Однако, как вы знаете по собственному опыту, в России все происходит чуть-чуть иначе, чем на Западе.
    Помните, у Маяковского в «Облаке в штанах»:
    «…А оказывается —
    прежде чем начнет петься,
    долго ходят, размозолев от брожения,
    и тихо барахтается в тине сердца
    глупая вобла воображения.»
    Любая бизнес идея, сначала должна выноситься, потом родиться, потом выпестоваться…
    И, только тогда, когда она начинает становиться на ноги, начинает требовать от тебя Всех сил, Всего времени, Всех средств,- вот тогда и пишем Бизнес-план!
    Или, у вас было иначе? ;-)

    1. Полностью согласен. Просто идея — это самое начало, очень похожее на мечту. Идею ищут, придумывают, заимствуют, совершенствуют. О ней мечтают и смакуют. Но для того, чтобы идея — мечта стала бизнесом, обязательно придется её реализовывать, а уже здесь без бизнес плана не обойтись. Привычка — прыгать в омут с головой, без точного расчета, очень губительна для бизнеса. Если Вы готовы серьезно заняться бизнесом, придется воспользоваться здравым смыслом, основанном на скрупулезном анализе. Бизнес план поможет показать путь к успеху, наметить шаги и показать направление.

  4. Артём Ковальчук

    Да. Хороший бизнес-план это целая научная работа. А вот его выполнение — это целая наука )))

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: